Психологическая экспертиза
Понятие "Психологическая экспертиза"
Психологическая экспертиза (судебная психологическая экспертиза, независимая психологическая экспертиза) – это вид экспертизы при проведении которой определяются индивидуально-психологические особенности человека, устанавливается психологическое состояние лица при определенных условиях и обстоятельствах, в определенное время либо конкретный ограниченный временной промежуток, определяется способность человека понимать значение совершаемых действий и руководить ими, выявляется факт воздействия на человека (например, угроза, шантаж) при определенных условиях (например, составление договора, завещания), определяются межличностные внутригрупповые отношения (школа, детский сад, рабочий коллектив), в том числе и внутрисемейные, устанавливается факт психотравмирующей ситуации и ее отрицательное воздействие на организм человека, а также, разрешаются иные вопросы требующие специальных познаний в области психологии.
Судебная психологическая экспертиза широко применяется как на этапах досудебного или внесудебного урегулирования конфликтных ситуаций и споров, так и на этапах предварительного расследования и судебного следствия, как по гражданским, так и по уголовным делам. В последнее время, психологическая экспертиза стала назначаться нотариусами, особенно по делам, связанным с причинением морального вреда, а также, при спорах по определению места жительства и порядка общения с ребенком. при разводе родителей.
Наш Центр проводит все виды психологических экспертиз!
Проведение психологической экспертизы и её видов, также, как проведение психиатрических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз является одним из основных экспертных направлений деятельности нашего Центра. Производство психологических экспертиз и исследований в нашем Центре сертифицировано и соответствует ГОСТ ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), №RU.90.0921.02. Примеры выводов из заключений некоторых наших экспертов-психологов представлены ниже↓
Обращаем Ваше внимание на следующее: судебно-психологические экспертизы не подлежат лицензированию, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Особенность нашего экспертного Центра, является то, что в Центре имеются не просто психологи, а эксперты-психологи, имеющие следующие специализации и профессиональные последипломные подготовки: "Судебно-психологическая экспертиза", "Судебная психология", "Юридическая психология", "Медицинская (клиническая) психология", "Социальная психология" и другие виды специальных профессиональных психологических подготовок, в том числе имеются психологи, прошедшие специальную подготовку в лаборатории сексологических экспертиз института им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Кроме того, для проведения комплексных психологических экспертиз, помимо экспертов-психологов, в нашем Центре имеются судебно-психиатрические эксперты, врачи психиатры, врачи наркологи, врачи сексологи, судебно-медицинские эксперты, врачи клинических специальностей.
Процессуальные виды психологических экспертиз
Также как и другие виды экспертиз, психологическая экспертиза, процессуально, может быть:
- досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц, либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста (досудебная психологическая экспертиза; внесудебная психологическая экспертиза; независимая психологическая экспертиза)
- судебной, т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта (судебно-психологическая экспертиза; психологическая экспертиза для суда; судебная психологическая экспертиза)
Стоимость психологической экспертизы можно узнать ниже↓
Вопросы психологической экспертизы представлены в конце данного раздела↓
Объекты психологической экспертизы
Непосредственными объектами психологической экспертизы являются:
- человек: потерпевшие, обвиняемые, свидетели, контрагенты, родители, дети и другие лица
- материалы уголовных или гражданских дел
- медицинская документация
- аудио- и видеозаписи
- протоколы допросов, явки с повинной
- договоры, соглашения, расписки, предсмертные записки, листовки
- публикации в интернете, в соцсетях, СМИ
- переписка в мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram)
- иные документы и сведения, в том числе аудио- и вдеозаписи, по которым можно установить психологическое состояние человека
- ранее проведенные психологические экспертизы и психологические обследования
Задачи и цели независимой психологической экспертизы
- определение индивидуально-психологических особенностей человека, в том числе, ребенка или подростка
- определение психологического статуса человека перед заключением сделки
- определение способности человека отдавать отчет своим действиям, руководить ими, и способность объективно воспринимать повседневную действительность
- выявление психотравмирующих факторов, ситуаций, и их последствий для человека
- определение внутрисемейной психологической обстановки и вывление влияния родителей на ребенка, а также определение отношения ребенка к каждому члену семьи
- определение психологической совместимости детей с родителями
- психологическое исследование детей подвергшихся жестокому обращению, т.е. установление у ребенка последствий и психопатологии вызванной физическим (избиение) либо психическим воздействием (дом, детский сад, школа)
- определение психологической совместимости супругов
- определение вида обучения и школьной программы исходя из индивидуально-психологических особенностей ребенка
- определение способности человека осмысливать совершенную сделку уже после смерти лица
- определение влияния мощного стрессора и его последствий (например, развитие инфаркта миокарда, инсульта) на организм человека
- выявление у человека кратковременных психических состояний (растерянность, потеря ориентировки и т.д.) при конкретных условиях (например, в условиях ДТП)
- установление способности несовершеннолетних потерпевших, по делам об изнасилованиях и действиях сексуального характера, понимать характер и значение совершаемых с ними действий, а также, установление способности оказывать сопротивление
- установление аффективных состояний на момент совершения уголовного преступления
- определение психостатуса и состояния сознания подозреваемого, обвиняемого либо подсудимого в период совершения преступления
- определение психического развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на момент совершения преступления
- определение способности несовершеннолетних обвиняемых осознавать свои действия в момент совершения преступления
- установление способности несовершеннолетних обвиняемых руководить своими действиями при совершении преступления
- установление способности свидетелей, потерпевших и обвиняемых правильно воспринимать и анализировать значимые для дела обстоятельства, давать показания
- определение ролей в преступных группах по индивидуально-психологическим особенностям преступников
- определение непатологических (пограничных) психических состояний: реактивные состояния, неврозы, психопатоподобные состояния, повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимодействиям, завышенность самооценки, уровня притязаний, слабохарактерность, интеллектуальная ограниченность, некритичность
- определение индивидуально-психологических особенностей человека (например: фантазирование, внушаемость, подражательность, импульсивность, ригидность и т.п.)
- выявление склонности к суицидальным действиям вследствие депрессивного состояния (экспертиза суицида)
- определение психологических особенностей и предрасположенности к самоубийству, в том числе и у умершего лица в период перед смертью
- определение состояния лица на момент составления рукописного текста (например, подписание завещания, составление явки с повинной)
- оценка объективности и научной обоснованности ранее проведенных психологических и психолого-психиатрических экспертиз
- рецензирование проведенных психологических и психолого-психиатрических экспертиз и исследований
Когда необходимо проведение и назначение психологической экспертизы
В последнее время количество психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз для суда неуклонно растет. В большинстве случаев, к помощи экспертов-психологов приходится прибегать при оспаривании совершенных сделок, т.е. когда необходимо установить, мог ли человек осознавать свои действия и руководить ими в момент совершения сделки, а также, имелось ли на человека психологическое воздействие в момент совершения юридически значимого момента. Нередко подобная судебная психологическая экспертиза проводится уже после смерти лица, которое совершило сделку – это так называемая посмертная психолого-психиатрическая экспертиза. При бракоразводных процессах, довольно часто возникает необходимость в проведении экспертизы детско-родительских отношений для суда, при которой определяется психологическое состояние ребенка и его отношение к каждому из родителей, с целью определения дальнейшего места проживания и условий общения родителей с ребенком. Независимая психологическая экспертиза может быть проведена и при ДТП, например, когда абсолютно здоровый человек, при совершении ДТП, в результате кратковременных психических нарушений не мог управлять транспортным средством. Совместно с психиатрами, эксперты-психологи могут определить кратковременное патологическое состояние психики у здорового лица совершившего преступление, т.е. психологи и психиатры могут выявить состояние аффекта на момент совершения преступления. Довольно часто судебная психологическая экспертиза проводится несовершеннолетним потерпевшим при половых преступлениях, с целью определения осознания совершенных в отношении их действий сексуального характера. Также психологическая и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, может назначаться несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, с целью определения их психического состояния в момент совершения уголовного преступления. Довольно часто судебно-психологическая экспертиза проводится при рассмотрении дел по ст. 210 и ст. 210.1 УК РФ, с целью определения ролей и психологических связей, в том числе, для установления руководителя в преступном сообществе или группе (психологическая экспертиза преступных ролей). В последнее время, очень часто эксперты-психологи принимают участие в комплексных экспертизах по делам об экстремизме и терроризме.
Ходатайство о назначении и проведении судебной психологической экспертизы
Руководствуясь процессуальными нормами гражданского либо уголовного права, вы можете ходатайствовать о проведении судебно-психологической экспертизы на этапе предварительного расследования (следствие, дознание) либо судебного следствия. В ходатайстве о назначении судебно-психологической экспертизы необходимо указать краткие обстоятельства, вопросы для экспертизы и одно либо несколько экспертных учреждений.
Ходатайствуя в суде о проведении психологической экспертизы в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на полноту и объективность исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов и специалистов, высокий уровень и качество выполненной работы.
Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении психологической экспертизы в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену психологической экспертизы для суда.
Стоимость психологической экспертизы
Срок производства психологических экспертиз - от 10 суток!
Стоимость судебно-психологических экспертиз |
|
- однородная психологическая экспертиза (один эксперт-психолог) |
- от 45 тыс. рублей |
- комиссионная психологическая экспертиза (минимум два эксперта) |
- от 65 тыс. рублей |
- комплексная психологическая экспертиза (минимум два эксперта разных специальностей) |
- от 65 тыс. рублей |
- экспертиза детско-родительских отношений (с целью определения судом места жительства ребенка и порядка общения)/психолого-педагогическая экспертиза |
- от 48 тыс. рублей - один ребёнок + один из родителей (тестирование 2-х человек + составление заключения) |
- экспертиза сделкоспособности и дееспособности |
- от 45 тыс. рублей - от 65 тыс. рублей - комплексная (участие судебного психиатра либо психиатра-нарколога) |
- экспертиза морального вреда |
- от 45 тыс. рублей |
- комплексная психолого-сексологическая или психолого-сексолого-психиатрическая экспертиза, в том числе, по ст.ст. 131 - 135, 240 - 242.1 УК РФ |
- от 150 тыс. рублей |
- психолого-лингвистическая экспертиза |
- от 65 тыс. рублей - от 150 тыс. рублей, по 131 - 135, 240 - 242.1 статьям Уголовного кодекса РФ |
- психолого-почерковедческая экспертиза |
- от 65 тыс. рублей |
- рецензия на психологическую экспертизу |
- от 45 тыс. рублей |
- консультация (устная, в офисе) |
- от 10 тыс. рублей |
- консультация (письменная) |
- от 25 тыс. рублей |
- участие эксперта (специалиста) в суде (г. Москва) |
- от 15 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению) |
- участие эксперта (специалиста) в суде (Московская область) |
- от 25 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению) |
- участие эксперта (специалиста) в суде (другие регионы) |
- договорная, но не менее 45 тыс. рублей (1 заседание) |
- помощь эксперта в составлении искового заявления, ходатайства, возражения или претензии, составление вопросов для экспертизы |
- от 15 тыс. рублей |
Вопросы для психологической экспертизы
1. Могло ли лицо осозновать совершаемые им действия и руководить ими (действия)?
2. Каковы индивидуально-психологические особенности личности (например: мать, ребенок, отец)?
3. Каково психиологическое отношение матери/отца к ребенку (либо ребенка к отцу/матери)?
4. Имеются ли у несовершеннолетнего, признаки отставания в психическом развитии?
5. Каковы индививдуально-психологические особенности обвиняемого?
6. Какие психологические особенности личности обвиняемого являются наиболее выраженными?
7. В каком психо-эмоциональном состоянии находилось лицо в момент составления текста предсмертной записки/рукописной расписки?
8. Имеются ли на видеозаписи, признаки психологического давления (воздействия) на потерпевшую?
9. Склонна ли потерпевшая к фантазированию, повышенной внушаемости?
10. Имеются ли в тексте признаки психологического воздействие на человека?
11. Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из учсатников организованной преступной группировки?
12. Кто именно из организованной преступной группировки, обладает индивидуально-психологическими и волевыми качествами организатора?
Учитывая что при проведении психологической экспертизы могут затрагиваться различные области и тематики (совершение сделок, дееспособность, детско-родительские отношения, причинение морального вреда, экстремизм, суицидальные действия и многое другое), а сама экспертиза может проводиться при рассмотрении различных дел (уголовные, гражданские), соответственно, вышеуказанный список вопросов для психологических экспертиз не является исчерпывающим. Вы всегда можете обратиться за помощью наших экспертов и специалистов, которые помогут составить вам правильные вопросы по психологической экспертизе, исходя из обстоятельств вашего дела.
Примеры выводов из заключений
Пример № 1 (негативное отношение ребенка к отцу под воздействием матери):
1. Ответ на вопрос № 1 «Имеется ли негативное отношение ребенка по отношению к отцу, согласно представленным материалам (переписка, аудиозаписи и иное)?»:
В ходе анализа представленных документов и материалов, было выявлено негативное отношение ребенка к отцу, что подтверждается данными из аудиозаписей («я не хочу к тебе», «не вижу смысла доучиваться в школе», «я тебя повешу, я тебя убью, не буду с тобой общаться, я тебе испорчу жизнь»); Ребенок в переписке с отцом использует слова и фразы, содержание которых не свойственно его интеллектуальному уровню, словарному запасу, образованию (насолить моей маме, в принципе, амбициям, по ходу дела, закончить отношения), что подтверждается перепиской в WhatsApp, что также указывает на то, что негативное мнение ребенка об отце сформировано под воздействием взрослого человека.
2. Ответ на вопрос № 2 «Если имеется, то чем обусловлено данное негативное отношение ребенка к отцу? Может ли данное негативное отношение ребенка к отцу, обусловлено воздействием со стороны матери на ребенка?»:
В ходе анализа представленных документов и материалов выявлено следующее: негативное отношение ребенка к отцу сформировано под влиянием матери.
......... являлся одним из лучших учеников в достаточно сильном классе, обучаясь на «хорошо» и «отлично», с интересом относится практически ко всем изучаемым предметам. Занимался в секциях борьбы, хоккея, футбола, школы выживания, кружках музыки, хорового пения, выжигания и др. Во многом этому развитому интересу способствует интерес к школе отца ......... . ......... входит в число родителей с активной жизненной позицией, входит в состав Управляющего Совета школы. Отец умело организует не только подготовку уроков сыном, но и трудовое воспитание, а также досуг. Классный руководитель ......... с сожалением сообщает, что не знакома ни лично, ни заочно с мамой ......... (Согласно Характеристики лист 1). С ......... декабря 2020 года ......... был отпущен к матери до ......... декабря, но не приехал. Сейчас возникла проблема с его аттестацией за 3 четверть. Нарушены права ребенка на образование, об этом мы сообщили в комиссию по делам несовершеннолетних (Согласно Характеристики лист 2).
Между отцом и сыном существует спорный вопрос, ответ на который каждый видит по-своему (проживание сына с матерью). Отец, который на протяжении 11 лет заботился о воспитании сына и хочет дальше его воспитывать, и мать, которая взяла к себе сына в гости на 4 дня и не вернула его отцу, теперь скрывается вместе с сыном от отца ребенка, освободила ребенка от посещения общеобразовательной школы (что подтверждается Характеристикой лист 2), она разрешает играть в телефоне, может оставлять сына без присмотра; все это послужило изменением отношения ребенка к отцу (Согласно Протокола судебного заседания по делу № ......... ).
У ребенка с отцом ранее были дружеские теплые отношения: до отъезда ......... к матери, что подтверждается Характеристикой на несовершеннолетнего ......... из ......... СОШ, Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ......... года, Протоколом судебного заседания по делу № ......... .
3. Ответ на вопрос № 3 «Согласно представленным материалам (запрос, переписка, аудиозаписи и иное) возможна ли десоциализация ребенка, и как это может повлиять на его (ребенок) психологическое развитие?»:
Основной направленностью семейного воспитания является функция начальной социализации, так как первичная социализация успешнее и эффективнее происходит в семье. Именно за счет семьи обеспечиваются связи индивида с демографическими, социальными, экономическими процессами в социуме. Однако сегодня существуют семьи, которые не в состоянии обеспечить оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Десоциализация подростков может возникать вследствие неправильного семейного воспитания.
Гр. ......... способствует десоциализации сына .........: ею написано заявление в школу, где обучался ее сын, о переводе его на дистанционное обучение, что ведет к нарушению его социализации, т.е. неспособности приспособления к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, развитию агрессивности у ребенка.
Десоциализация в будущем может повлиять на развитие ребенка: потеря интереса к труду и обучению, утрате ценностных, нравственных и моральных ориентаций, которые приняты в обществе, появление вредных привычек, потере стремления к развитию.
Ребёнку необходимо освоиться, найти свое место в социальной иерархии коллектива, наладить необходимую коммуникацию. Вместо этого он вместе с матерью скрывает свое местонахождение и не посещает школу (либо другое образовательное учреждение).
4. Ответ на вопрос № 4 «Имеется ли на основании представленных материалов изменения в психологического состоянии ребёнка и его отношения отцу?»:
В ходе анализа представленных документов и материалов выявлено: изменение психологического состояния ребёнка по отношению к отцу – ребенок повышает голос на отца, не контролирует свои эмоции, агрессивен в своих высказываниях в адрес отца («я не хочу к тебе», «я тебя повешу, я тебя убью, не буду с тобой общаться, я тебе испорчу жизнь»). Ранее ребенок положительно относился к отцу, что следует из Характеристики на несовершеннолетнего ......... из ......... СОШ, Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ......... года, Протокола судебного заседания по делу № ......... , перепиской в WhatsApp.
Нормальное психическое состояние ребенка — хорошее, бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям.
5. Ответ на вопрос № 5 «Имеются ли признаки появившейся агрессии, нервозности, крайне негативного влияния окружения на ребенка и какие последствия?»:
В ходе анализа представленных документов и материалов выявлено: Ребенок попал под влияние матери, изменил отношение к отцу с положительного на негативное.
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо.
Поведение ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов (ребенок не хочет учиться в школе, кричит на отца во время телефонных разговоров, что подтверждается Аудиозаписями)
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке - проявлять к нему любовь.
Возможные последствия:
• Резкие перепады настроения;
• Меланхолия;
• Тревога;
• Агрессивность;
• Конфликтность.
От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, и чаще всего в страхе.
Все это делает ребенка несчастным: ему сложно общаться со взрослыми и сверстниками, тормозится развитие его личности, как следствие развитие неуверенности в себе, в своих способностях.
Исходя из анализа представленных документов и материалов можно сделать вывод о том, что на протяжении 11 лет ......... жил и воспитывался своим отцом, при этом и ......... , и отец характеризуются ......... СОШ только с положительной стороны, что является безусловным подтверждением целесообразности дальнейшего воспитания и проживания ......... с отцом.
Пример № 2 (недостоверность показаний несовершеннолетнего по уголовному делу (по видеозаписи)):
Ответ на вопрос «Имеются ли в представленных материалах и документах (видеофайлы: ......... и ......... , протокол допроса несовершеннолетнего потерпевшего от ......... года ......... г.р.) психологические признаки недостоверности показаний несовершеннолетней ......... года рождения?»:
В показаниях ......... были выявлены следующие психологические критерии недостоверности:
- её показания относительно происшедшего отличаются логичностью, последовательностью, структурированностью;
- в ее показаниях отмечается гладкость высказываний, отсутствуют возвраты и повторы;
- в показаниях ......... было выявлено много деталей;
- её показания статичны;
- объем речи в показаниях ......... небольшой, на заданные ей вопросы она отвечает кратко, иногда односложно (ограничивается одним словом);
- темп речи у ......... , когда она сообщает о случившемся медленный;
- оговорок в ее показаниях выявлено не было;
- положение тела ......... , когда она сообщает о случившемся становится напряженным (хотя в начале допроса положение тела ......... было свободным, на лице присутствовала мимика в виде улыбки), мышцы шеи и плеч напряжены, движение плечами и головой отсутствуют, мимика лица малоподвижна, имеет нейтральное эмоциональное выражение.
Кроме того, в показаниях ......... не была выявлена лексика, описывающая канал восприятия (визуальный, аудиальный, тактильный и т.д.).
В качестве психологического критерия достоверности был выявлен только зрительный контакт, т.е. один критерий из десяти. В процессе допроса ......... то устанавливает зрительный контакт со следователем, то отводит от него взгляд.
Таким образом, психологические признаки недостоверности в показаниях ......... значительно превалируют над психологическими признаками достоверности (был выявлен только один признак достоверности (относительно зрительного контакта .........), что в свою очередь указывает на наличие психологических признаков (9 признаков из 10) недостоверности сообщаемой информации несовершеннолетней ......... .